?

Log in

entries friends calendar profile Previous Previous Next Next
Следите за руками. 2 - egzadereev
egzadereev
egzadereev
Следите за руками. 2
Глава Российского научного фонда Александр ХЛУНОВ в своем свежем интервью газете "Поиск" зачем-то нацелено проехался по красноярской науке. «К сожалению, по ряду направлений исследований у нас утеряна культура размещения российских научных результатов в высокорейтинговых журналах. В Красноярске шесть научных учреждений, подведомственных ФАНО, за последние три года не имели ни одной такой публикации» - говорит господин Хлунов. Фраза эта сказана при обсуждении «высоких», по мнению корреспондента, входных критериев при подаче заявок на гранты фонда.
hlu

Я никогда не любил корпоративные разборки и заказные статьи, но, похоже, сейчас самый момент разразиться таковой. В число организаций подведомственных ФАНО в Красноярске (непривычно звучит, неправда ли), входят институты красноярского научного центра СО РАН (шесть штук) и парочка институтов из сельхоз и медицинской академий. Итого, по мнению господина Хлунова, практически вся красноярская наука за последние три года не опубликовала ничего путного. Не знаю, кто снабдил его такой информацией (на самом деле мы догадываемся кто, но не будем выдавать этот секрет Полишинеля), но она, мягко говоря, сомнительна.

К счастью, на протяжении шести последних лет я делаю ежегодные отчеты о публикационной активности красноярских ученых (можете почитать – 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 часть 1 и часть 2, 2013). Более того, эти отчеты я делаю на основе лишь одной базы публикаций – Web of Science. Сейчас будет ход конем из прошлого – упоминание универсального имени силы. Увеличение доли публикаций России именно в этой базе данных зафиксировано в Указе президента РФ Владимира Путина, как стратегическая цель российской науки. То есть мои анализы опираются на единственно верный, одобренный президентом РФ (все остальное в России ведь тлен и не имеет значения?) источник информации.

Для начала посмотрим на «высокие» входные критерии для заявок на гранты на поддержку действующих лабораторий и оценим, есть ли в городе ученые способные на них претендовать. Входной порог для участия в конкурсе 11 публикаций в Web of Science за пять последних лет. Таких ученых в городе примерно 130 человек. Я подозреваю, что это больше планируемого к раздаче на всю страну количества грантов по этому конкурсу. Так что здесь все нормально – активные ученые в городе имеются. Если посмотреть на них пофамильно, то они представляют почти все институты научного центра (навскидку 5 из 6), одну научную лабораторию при КНЦ (еще одно отдельное юрлицо) и Институт медико-биологических проблем Севера СО РАМН. То есть при всем желании набрать шесть научных организаций Красноярска в которых нет хорошо публикующихся ученых не получится.

Идем дальше, «размещение результатов в высокоцитируемых журналах». Тут нужно уточнить одну важную деталь. Сами по себе статьи в высокоцитируемых журналах не могут быть критерием высокой цитируемости (полезности для науки) этих статей. Недавно я делал анализ цитируемости статей красноярских ученых за 5 последних лет. Связь между импакт-фактором журнала и цитируемостью конкретной статьи очень слабая. В число самых цитируемых статей красноярских ученых попало много статей из журналов с низким импакт-фактором. Верно и обратное утверждение, многие статьи в высокоцитируемых журналах не цитируются.

Чтобы закончить с цитируемостью я все-таки посмотрел на десятку самых цитируемых красноярских статей опубликованных за последние три года (подробная табличка в конце). Все эти десять статей написаны с участием институтов красноярского научного центра (семь статей произвели физики и по одной – химики, биофизики и лесники).

Тем не менее, раз партия хочет статей в высокоцитируемых журналах, наука должна ответить: «Есть!». Посмотрим на два последних года (за 2011 год я не сохранил файл с исходными данными, а заново просматривать 400 статей и выписывать импакт-факторы журналов я не готов, даже ради академика Хлунова). Ниже будет две таблички (для любителей фактуры). В каждой представлены топ-10 журналов, ранжированных по импакт-фактору, в которых опубликованы статьи с участием красноярских ученых. Рядом с каждым журналом указаны красноярские организации, которые засветились в соавторстве.

Тем, кто не хочет смотреть таблички, сообщаю, шесть институтов подведомственных ФАНО произвели или поучаствовали в написании (многие статьи результат труда международных коллабораций) 13-ти самых крутых статей красноярских ученых за два последних года. Оставшиеся семь публикаций из этой передовой двадцатки "принадлежат" Красноярскому государственному медицинскому университету.

Что же получаем в сухом остатке? Почти все научные институты Красноярска за последние три года отметились статьями в журналах с приличным импакт-фактором. Статьи именно научных институтов лидируют по цитируемости среди красноярских статей. Возможно, по мнению Александра Хлунова, и эти импакты и цитируемости низковаты. Быть может, наука в Красноярске вообще не нужна (ведь если она «никакая» в научных институтах, то в других местах, получается, ее просто нет). Смущает один вопрос. Зачем руководитель нового фонда, в тот момент, когда объявлены новые конкурсы и многие ученые, косвенно упомянутые в этой заметке, готовят свои заявки, делает столь не корректные заявления. В конце концов, это может повлиять на исход жесткой конкуренции, в которой мы надеемся получить свой кусок пирога для финансового обеспечения производства еще более хороших (тм) статей в еще более хороших (тм) журналах.

Приложения:

2013 год. Top-10 cтатей ученых Красноярска в журналах с высоким импакт-фактором
Организации Красноярска Журнал и импакт-фактор
Институт химии и химической технологии СО РАН CHEMICAL SOCIETY REVIEWS
24.892
Институт медицинских проблем севера СО РАМН NATURE COMMUNICATIONS
10.015
Красноярский государственный медицинский университет NATURE COMMUNICATIONS
10.015
Институт физики СО РАН, Сибирский федеральный университет PROCEEDINGS OF THE NATIONAL ACADEMY OF SCIENCES OF THE UNITED STATES OF AMERICA
9.737
ИФ СО РАН PHYSICAL REVIEW LETTERS
7.943
Институт вычислительного моделирования СО РАН LASER PHYSICS LETTERS
7.714
Институт леса СО РАН NEW PHYTOLOGIST
6.736
ИФ СО РАН, СФУ, Красноярский государственный педагогический университет CARBON
5.868
КГМУ, СФУ JOURNAL OF MEDICINAL CHEMISTRY
5.614
ИВМ СО РАН, СФУ MONTHLY NOTICES OF THE ROYAL ASTRONOMICAL SOCIETY
5.521
Институт леса СО РАН LiDAR REMOTE SENSING OF ENVIRONMENT
5.103


2012 год. Top-10 cтатей ученых Красноярска в журналах с высоким импакт-фактором
Организации Красноярска Журнал и импакт-фактор
КГМУ JOURNAL OF THE AMERICAN CHEMICAL SOCIETY
9.907
ИФ СО РАН, СФУ PHYSICAL REVIEW LETTERS
7.37
ИХиХТ СО РАН GREEN CHEMISTRY
6.32
ИФ СО РАН JOURNAL OF PHYSICAL CHEMISTRY LETTERS
6.213
Институт биофизики СО РАН, КГМУ, СФУ ANALYTICAL CHEMISTRY (6 статей)
5.856


Десять самых цитируемых статей красноярских ученых опубликованных за последние три года
Организации Красноярска Журнал, импакт и число цитирований
ИФ СО РАН REPORTS ON PROGRESS IN PHYSICS
Импакт-фактор - 13.23
Число цитирований - 197
ИБФ СО РАН JOURNAL OF ENVIRONMENTAL RADIOACTIVITY
Импакт-фактор – 2.11
Число цитирований – 45
ИФ СО РАН PHYSICAL REVIEW LETTERS
Импакт-фактор – 7.94
Число цитирований – 37
ИХиХТ СО РАН LANGMUIR
Импакт-фактор – 4.18
Число цитирований – 33
ИФ СО РАН, СФУ EPL
Импакт-фактор – 2.26
Число цитирований – 30
ИФ СО РАН IEEE TRANSACTIONS ON GEOSCIENCE AND REMOTE SENSING
Импакт-фактор – 3.47
Число цитирований – 30
ИФ СО РАН, СФУ PHYSICAL REVIEW B
Импакт-фактор – 3.77
Число цитирований – 25
ИФ СО РАН, СФУ PHYSICAL REVIEW B
Импакт-фактор - 3.77
Число цитирований – 25
ИФ СО РАН, СФУ PHYSICAL REVIEW B
Импакт-фактор - 3.77
Число цитирований – 24
ИЛ СО РАН GEOCHIMICA ET COSMOCHIMICA ACTA
Импакт-фактор – 3.88
Число цитирований - 19
15 comments or Leave a comment
Comments
alien3 From: alien3 Date: April 15th, 2014 12:11 pm (UTC) (Link)
Егор, я желаю успехов красноярским институтам СО РАН в условиях нечестной конкуренции и т.д.!

У меня подруга в ИФ СО РАН им. Л. В. Киренского. :-)
egzadereev From: egzadereev Date: April 16th, 2014 12:50 am (UTC) (Link)
спасибо!:)
jap_cop From: jap_cop Date: April 15th, 2014 06:51 pm (UTC) (Link)
Вот урроды. Похоже, пошёл тот процесс распила, ради которого, по мнению многих, и затевалась реорганизация науки :(
Держитесь, ребята!
egzadereev From: egzadereev Date: April 16th, 2014 12:49 am (UTC) (Link)
эти попытки с 2007 года тянутся:) мой пессимистичный прогноз, что таки домучают
From: (Anonymous) Date: April 16th, 2014 09:21 am (UTC) (Link)
тоже заметил это в интерву. но почему то подумал, что кремлядь попутала как обычно Красноярск с Краснодаром. а ты чо реально считаешь, что это пропагандос по заказу лысова?
egzadereev From: egzadereev Date: April 18th, 2014 06:32 am (UTC) (Link)
я думаю в Краснодаре нет институтов ФАНО, хотя кто знает:)
From: (Anonymous) Date: April 18th, 2014 05:17 am (UTC) (Link)
Егор, спасибо! Конкретные результаты - лучший довод.
Перечитал "анализ цитируемости статей красноярских ученых за 5 последних лет",
эту работу, действительно, нужно цитировать. Может и руководство почитает.
Еще проходила заметка Пресс-службы СФУ, от 24 января 2014 г, но в ней процентов больше чем цифр. А "кто снабдил его такой информацией" - чтение в сердцах [Поварнин. Искусство спора, Гл. 15].

Еще раз прочитал цитату: "К сожалению, по ряду направлений исследований у нас утеряна культура размещения российских научных результатов в высокорейтинговых журналах. В Красноярске шесть научных учреждений, подведомственных ФАНО, за последние три года не имели ни одной такой публикации."
Голословно, без сомнения. Зная это, читаешь совсем по-другому.
Красноярск, действительно, видный регион, ведь руководитель выбрал его за эталон при измерении уровня культуры. Пусть данные руководителя не верны, следовательно, не верны и выводы об утрате культуры. Но как эталон для общей культуры Красноярск выбран удачно.
С уважением, Тимофеев Иван.
egzadereev From: egzadereev Date: April 18th, 2014 06:32 am (UTC) (Link)
Иван, спасибо за отклик! Оптимист ты конечно насчет "эталона при измерении уровня культуры", хотя может ты и прав, лучше что бы нас знали в принципе, чем вообще не знали.
From: ark_terzhevik Date: April 18th, 2014 08:15 am (UTC) (Link)
Егор, дьявол, как известно, спит в деталях. В предыдущем конкурсе они тоже потребовали 11 (17) статей от руководителя. Если человек не пишет статьи в стол (те самые дополнительные шесть статей в РИНЦе), то ему конкурс по сути дела предъявляет требование - покажи 17 статей в WoS.
egzadereev From: egzadereev Date: April 18th, 2014 08:27 am (UTC) (Link)
да, этот момент почти тонкий, я хотел привести цифры и для 17 статей в год в WOS - таких ученых тоже набирается прилично в одном Красноярске:) но потом решил, что все в ДАН и российские журналы так или иначе что-то пишут и с большой вероятностью у ученого с 11 статьями в WOS будет и еще 6 статей где-то
From: ark_terzhevik Date: April 18th, 2014 08:34 am (UTC) (Link)
Я на этом сгорел. Были две статьи, так и недописанные в 2013 из-за этой кухни с РАН (башка не хотела отвлекаться), в результате в РИНЦе 17 учтенных, но две из них - переводы. Расстроился, потому что проекты с таким или подобным финансированием - теперь единственная возможность обновить приборный парк. Ладно, нам не привыкать плавать в соляной кислоте, верно?
egzadereev From: egzadereev Date: April 18th, 2014 09:06 am (UTC) (Link)
да, это обидно конечно
edwardahirsch From: edwardahirsch Date: April 21st, 2014 06:49 pm (UTC) (Link)
Отнюдь. Может оказаться и 0 (ну, или в таких местах, вроде спецсборников-нежурналов, которые не индексирует и РИНЦ).
egzadereev From: egzadereev Date: April 22nd, 2014 05:03 am (UTC) (Link)
Может и 0.. Как мы выяснили ниже, замена 11 на 17 и 130 на 70 принципиально ничего не меняет.
egzadereev From: egzadereev Date: April 18th, 2014 08:29 am (UTC) (Link)
71 ученый проходит у нас критерий 17 статей в WOS за последние 5 лет. Нормально
15 comments or Leave a comment